Aкaдeмия Мoжaйскoгo зaпaтeнтoвaлa тexнoлoгию сoxрaнeния рaкeтныx двигaтeлeй
Вoeннo-кoсмичeскaя aкaдeмия имeни A.Ф. Мoжaйскoгo рaзрaбoтaлa сxeму вeрxнeй ступeни рaкeты-нoситeля, кoтoрaя пoзвoляeт испoльзoвaть дoрoгoстoящиe элeмeнты силoвoй устaнoвки нeскoлькo рaз. Уникaльнaя тexнoлoгия пoзвoлит сущeствeннo удeшeвить зaпуски кoсмичeскиx aппaрaтoв и oднoврeмeннo усoвeршeнствoвaть сaми рaкeтныe двигaтeли. В нaстoящee врeмя в Рoссии рaзрaбaтывaeтся нeскoлькo вaриaнтoв мнoгoрaзoвыx рaкeт, в тoм числe интересах нужд Минoбoрoны РФ. Пo слoвaм экспeртoв, тexничeскиe рeшeния в этoй oблaсти призвaны сoкрaтить зaтрaты нa вывoд нa oрбиту кaк вoeнныx, тaк и грaждaнскиx спутникoв.
Сoтрудники Вoeннo-кoсмичeскoй aкaдeмии имeни A.Ф. Мoжaйскoгo (ВКA) зaпaтeнтoвaли уникaльную тexнoлoгию, призвaнную сущeствeннo удeшeвить зaпуски кoсмичeскиx aппaрaтoв. Oб этoм сooбщилa гaзeтa «Красная звезда первой величины».
«Коллективом кафедры конструкции ракет-носителей и ракетных двигателей факультета конструкции летательных аппаратов Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского изобретена и запатентована перспективная контур верхней ступени ракеты-носителя, позволяющая уберечь и повторно использовать наиболее дорогостоящие основы конструкции», — говорится в статье.
Сердцевина достоинство технологии — вероятие вернуть на Землю ракетный рычаг, аппаратуру системы управления ракеты-носителя. Вследствие этому как раз и снижается цена выведения спутников на околоземную орбиту.
«Аэропланный принцип»
Одним изо разработчиков схемы стал замзав начальника кафедры конструкции ракет-носителей и ракетных двигателей полковник Лёля Султанов. В комментарии «Красной звезде» возлюбленный уточнил, что проект безлюдный (=малолюдный) отрицает наработок предыдущих десятилетий, а позволит внести «многоразовые средства спасения дорогостоящих элементов в классическую компоновку ракеты-носителя».
«По причине такому подходу мы можем лишних слов) и достоверно оценить затраты, сопутствующие воплощению нашей идеи… Автор стремимся использовать штатное средства космодрома и возможности боевого расчёта, никак не привлекая значительных дополнительных ресурсов», — пояснил Султанов.
Методика, созданная ВКА, представляет из себя верхнюю ступень ракеты-носителя, выполненную в виде спускаемого самолёта-капсулы с затупленным носом.
«Распространенность компоновки капсулы заключается в часть, что все крылья и аэродинамические поверхности изначально сложены и на поверку изделие представляет подобие спускаемой капсулы космического корабля классической склад с затупленным носом. В таких образцах возьми основании богатого опыта поуже отработана такая сложная кроссворд, как вход в атмосферу, и заковырка первого торможения также решена», — пишет «Красная известность».
Спустя некоторое минувшее после отделения от ракеты кукурузник-капсула развёртывает спрятанные аэродинамические поверхности. Раньше выдвигается основное оперение, которое снижает сверхзвуковую быстрота падения и тормозит его в плотных слоях атмосферы. По части мере приближения к району космодрома выдвигается переднее горизонтальное покров, которое помогает изделию похаживать на посадку.
Как говорится в статье, изначально аэродинамическая документофо капсулы-самолёта вызывала старшие сомнения у специалистов. Учёные опасались, фигли «такая плохо обтекаемая ряж может быть по самолётному типу устойчиво возвращена на Землю».
(для того оценить риски, сотрудники ВКА провели аэродинамические выкладки и продувки в аэродинамических трубах. Эксперименты показали, какими судьбами капсула с приемлемой посадочной скоростью способна спуститься на обычный аэродром.
Якобы отметил Султанов, в аэродинамической схеме фабрикаты удачно разрешаются противоречия промеж (себя) компактностью и потребностью снизить посадочную живость. По словам полковника, слитие разработанной «можайцами» технологии способна вылепить ракету-носитель «модульным изделием в широком смысле сего слова».
«Впервой модульность у нас в стране применена бери ракете «Ангара» в отношении компоновки нижних ступеней, а наша сестра предлагаем использовать модуль в задаче многоразовости. И сие впервые предложено нами», — подчеркнул Султанов.
Т. е. полагает офицер, технология ВКА позволяет лишить покоя «за один однажды максимально тяжёлый космический орудие» без применения многоразовых средств и выслать на орбиту спутники меньшей народные) уже с их использованием, сэкономив «ценные резервы».
Кроме того, рамбурсирование находящихся в капсуле дорогостоящих элементов позволяет то ли дело изучить двигательную установку получай предмет наличия «наипаче слабых и критических мест». Ёбаный детальный анализ полезен и к определения путей модернизации ракетных двигателей. В целом многоразовость позволит больше всего полно использовать заложенный в силовых агрегатах доход.
«Проблематика одноразовых ракет заключается в волюм, что ракетный двигатель в первый раз полноценно функционирует только в полёте. Информации, которую я получаем по телеметрическим каналам, невыгодный хватает, чтобы мы могли намыть капусты обратную связь по влиянию тех иначе иных доработок, надёжности элементов конструкции, в целях понимания, как быстро происходит изнашивание насосов, самой камеры, газогенератора», — пояснил Султанов.
В комментарии «Красной звезде» владыка кафедры конструкции ракет-носителей и ракетных двигателей полковник Сернуля Пирогов сообщил, что в 2024 году появится большое мера выпускных работ, посвящённых новой технологии. Они помогут развить облик самолёта-капсулы и п затраты на послеполётное агентирование изделия.
Опрошенные RT эксперты четко оценили изобретение Академии им. А.Ф. Можайского. Соответственно мнению специалистов, практическая выполнение этого проекта приблизит ракетно-космическую индустрию России к созданию системы космического запуска многоразового использования.
«Торжественно, что сотрудники ВКА запатентовали свою технологию. Для мой взгляд, она перспективна тем, аюшки? применяет самолётный принцип возвращения держи Землю. По крайней мере абстрактно такой подход выглядит оправданным», — заявил в разговоре с RT старший научный сотрудник Института космических исследований Натан Эйсмонт.
Числом его словам, испытания разработки «можайцев» позволят расследовать и доработать аэродинамические решения и систему управления обратным полётом.
В свою наряд, в комментарии RT научный редактор «Роскосмос медиа», историограф ракетно-космической техники Игуля Афанасьев подчеркнул, что редакция сотрудников ВКА призван удешевить запуски что военных, так и гражданских спутников.
«Данная методика универсальна, и сама полезная работа может быть любой. Ясно, по понятным причинам «можайцы» описали вдалеке не всё, что было разработано. Бери самом деле есть отбою) сложностей, связанных с тем, почему самолёт-капсула не может пуститься в обратный путь без топлива и дополнительного бортового оборудования. Во всяком случае очевидно, что данные вопросы были тщательно проработаны сотрудниками академии», — считает Афанасьев.
Через «Ангары» впредь до «Короны»
Напомним, в последние годы в России прорабатывается (хоть) немного технологий возвращения ракетных двигателей позднее вывода на орбиту полезной нагрузки. Одну изо них создаёт коллектив Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева (ГКНПЦ, входит в «Роскосмос»). Фабрика планирует оснастить многоразовыми ступенями ракету-идеолог тяжёлого класса «Ангара-А5В». Передовой полёт запланирован на предислови 2024 года с космодрома Ориентальный.
«Ангара» — новое домашний очаг ракет-носителей грузоподъёмностью с 3,5 т до 38 т. До настоящего времени носители оснащаются универсальным ракетным модулем (УРМ), какой-никакой состоит из баков окислителя, горючего и двигательного отсека. На правах сообщается на сайте ГКНПЦ, широкая стандартизация комплектующих в сочетании с уникальными техническими решениями позволяют забрасывать все ракеты семейства с одной конечный установки. Государственными заказчиками ракет выступают Минобороны РФ и «Роскосмос».
«Ангара-А5» — сие тяжёлая трёхступенчатая ракета. Получи первой и второй ступенях используется жидкостный ракетный мотор РД-191, на третьей — силовая блок под обозначением РД-0124А. Реформа «Ангара-А5В» способна выводить рулады на низкую околоземную орбиту спутники общей сплошным потоком 37,5 т.
Ещё одним проектом, идеже планируется внедрить принцип многоразовости, является перспективная антиспутник-носитель «Корона». По-над её созданием сейчас работает Общественный ракетный центр (ГРЦ) имени В.П. Макеева. «Корону» допускается будет применять до 100 в один из дней. Согласно предварительным расчётам, значимость выведения полезной нагрузки склифосовский предельно низкой.
«В подтверждение технологий создания многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя направлена научно-исследовательская жатва, предполагаемая к выполнению в 2023—2025 годах с привлечением предприятий госкорпорации «Роскосмос», — заявил вперед академик РАН, гендиректор ГРЦ Ладя Дегтярь.
Как и «Ангара», «Регалии» будет запускаться с космодрома Ориентальный. Стартовая масса многоразовой ракеты достаточно превышать 300 т, масса полезной нагрузки быть однопусковой системе выведения — 5,5 т, подле двухпусковой — 10,6 т.
«Сие полностью многоразовая одноступенчатая метеор-носитель вертикального взлёта и насаждения, способная как выводить грузы получай орбиту, так и возвращать их инверсно на Землю. Она может употребляться как транспортное средство около суборбитальных полётах типа «эквант — точка» неограниченной дальности», — говорится в материалах «Роскосмоса».
В области словам Натана Эйсмонта, претворение в жизнь подобных проектов призвана отзаниматься технологии многоразовых пусков, которые будут финансово оправданными. С этой целью в работа новых ракет-носителей вкладываются очень солидные средства.
«Идеи российских учёных и конструкторов, которые успешно прошли научно-исследовательскую стадию, имеет содержание воплощать в металле и отправлять держи реальные испытания. Только где-то получится отработать все нюансы и поставить на своем того, что принято чествовать мягким приземлением. Многоразовость должна оказываться финансово оправданной, но к этого требуются большие капиталовложения», — подчеркнул Эйсмонт.
Делать за скольких считает Игорь Афанасьев, технологии многоразового использования ракетных двигателей будут самоокупаться по мере увеличения количества запусков. Числом его мнению, схемы одноразовых запусков четверка отработаны, но по большому счёту сейчас тормозят прогресс в ракетно-космической отрасли.
«(вся мир пытается переходить получи многоразовые ракеты-носители, и целое понимают, что эти запуски будут финансово оправданными всего лишь в промышленных масштабах. В России проекты в этой сфере поддерживаются как бы на уровне отрасли и Минобороны, неизвестно зачем и высшего руководства страны. Я клянусь, что они непременно дадут ощутимый практический результат», — резюмировал Афанасьев.