Чтoбы пoдoбрaть oптимaльный вaриaнт шин, прoщe всeгo вoспoльзoвaться рeкoмeндaциями прoизвoдитeля aвтoмoбиля, с учeтoм свoeгo стиля вoждeния и услoвий, в кoтoрыx мaшинa испoльзуeтся.
Сущeствуeт пять ключeвыx фaктoрoв.
Типoрaзмeр
Пoд типoрaзмeрoм пoдрaзумeвaeтся сooтнoшeниe ширины, высoты и нaружнoгo диaмeтрa. Всe эти дaнныe сoстaвляют кoмбинaцию цифр и букв, кoтoрaя выглядит приблизитeльнo тaк – XXX/YYRZZ, нaпримeр, 185/65R15.
XXX – ширина шины в миллиметрах
YY – высота профиля – выражается в % от ширины шины.
ZZ – посадочный диаметр в дюймах
Посадочный диаметр должен соответствовать размеру диска, в другом случае установить шины будет невозможно. С шириной и высотой профиля возможны варианты.
Чем шире шина, тем больше пятно контакта, что, как правило, улучшает сцепление с дорогой. Правда, ширина увеличивает массу, что снижает динамику машины, управляемость на плохом дорожном покрытии и повышает расход горючего. А если дорога мокрая, широкие летние шины могут вызывать эффект аквапланирования.
Есть три типа шин по высоте:
- 55% и ниже – низкопрофильные
- 60-75% — высокопрофильные
- 80% и выше – полнопрофильные
Полнопрофильные ориентированы на бездорожье, первые и вторые устанавливаются на обычные легковые автомобили. Хотя более низкий профиль улучшает управляемость, но повышает восприимчивость к неровностям дорожного полотна и увеличивает риск повреждения диска. В силу чего низкопрофильные шины используются, как правило, на спорткарах для высокоскоростной езды по ровным трассам.
Рисунок протектора бывает трих видов:
Симметричный ненаправленный – наиболее распространенный, используется для езды по городу и шоссе. Условия эксплуатации и направление движения не влияют на характеристики. Допускается смена расположения колес.
Симметричный направленный рисунок обеспечивает быстрый вывод воды из пятна контакта, обладает хорошим уровнем сцепления с дорогой. Ориентирован на высокоскоростную езду и влажное дорожное покрытие. Шины необходимо устанавливать только по направлению вращения (имеется специальная стрелка на боковине шины).
Ассиметричный рисунок оптимален для сухого и влажного дорожного покрытия. Универсальный тип, который подходит для легковых автомобилей всех типов. Рисунок протектора на таких шинах различен для внешней и внутренней стороны. Для корректной установки имеется специальная маркировка, указывающая какая из сторон шины внутренняя, а какая наружная.
Скоростной индекс
Индекс | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | W | Y |
Макс.скорость | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | 270 | 300 |
Максимальная скорость шины указывается в маркировке с помощью латинской литеры. Большой индекс улучшает сцепление с дорожным покрытием, снижая протяженность тормозного пути. Правда с увеличением скоростного индекса возрастает и цена.
Индекс нагрузки
Индекс | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | 105 | 110 | 115 | 120 |
Макс.нагрузка (кг) | 335 | 387 | 450 | 515 | 600 | 690 | 800 | 925 | 1060 | 1215 | 1400 |
Показатель, определяющий нагрузку, которую способна выдержать шина при максимальной скорости. Он подразумевает максимальную массу на одно колесо машины.
I
Конструкция каркаса шины
Шины могут быть диагональными или радиальными. В настоящее время на рынке в основном представлены радиальные шины, обозначаемые буквой R в маркировке.
Кроме того, существуют усиленные модели, предназначенные для установки на легкий коммерческий транспорт, маркируемые литерой C (Cargo) или LT (Light Truck).
Какие шины выбрать
При выборе шин стоит учитывать предпочитаемый стиль езды и условия эксплуатации. Наиболее распространены следующие варианты:
Езда в городе и за пределами на умеренной скорости. Для такого случая оптимальными станут шины с профилем от 60%, симметричным ненаправленным или асимметричным рисунком протектора, индексом скорости S или T.
Высокоскоростная езда. Шины с профилем до 55%, симметричным направленным или асимметричным рисунком протектора, индексом скорости V и W.
Бездорожье. Высокопрофильные шины с глубоким протектором, подходящим индексом нагрузки. Возможно усиленные, с индексами C и LT.