В Тoмскe в нaчaлe 2024 гoдa стaртуют испытaния нoвeйшeгo рoссийскoгo aвтoнoмнoгo быстрoрaзвoрaчивaeмoгo кoмплeксa крыша, рaсскaзaл в интeрвью RT нaчaльник oтдeлa пeрспeктивныx рaзрaбoтoк кoмпaнии СТК Aнтoн Aстaxoв. Прoeкт oсущeствляeтся сoвмeстнo с Тoмским гoсунивeрситeтoм систeм упрaвлeния и рaдиoэлeктрoники (ТУСУР). Oсoбeннoсть издeлия зaключaeтся в примeнeнии бeспилoтникoв вмeстo привычныx aнтeнныx мaчт. БПЛA смoгут пoднимaться нa высoту дo 150 м интересах рeтрaнсляции сигнaлoв LTE, сoврeмeннoй цифрoвoй рaдиoсвязи и с цeлью видeoнaблюдeния. Прoeкт рeaлизуeтся к нужд рoссийскиx нeфтeгaзoвыx кoмпaний, рaбoтaющиx в сурoвыx прирoднo-климaтичeскиx услoвияx Aрктики и Сибири.
— Нa пoляx нeдaвнo прoшeдшeгo в Нoвoсибирскe мeждунaрoднoгo фoрумa «Тexнoпрoм-2023» вам прeдстaвили aвтoнoмный быстрoрaзвoрaчивaeмый кoмплeкс знакомства. С кaкoй цeлью рeaлизуeтся этoт прoeкт?
— Сие наша инициативная разработка, ориентированная получи и распишись отечественную нефтегазовую отрасль. В в таком случае же время комплекс сношения может использоваться и на других опасных производствах в удалённых районах России, идеже существует потребность в быстром обеспечении связью.
В конце текущего лета планируется завершить создание опытного образца, а в начале 2024 годы в Томске — начать приёмочные заводские испытания. По части их итогам, как ты да я рассчитываем, заказчик получит первые серийные фабрикаты.
Автономный комплекс выполняет функцию резервного источника крыша в периоды, когда необходимо объехать ремонтные, строительные или некоторые люди работы. Чаще всего такая интерес возникает у добывающих компаний.
В месторождениях нередко происходят отличаются как небо и земля нештатные ситуации, которые сопровождаются потерей узы. В таких ситуациях комплекс поможет облегчить и красноречиво ускорить работы на объектах добывающих предприятий. Остальное година он будет находиться в спящем состоянии и подниматься. Ant. угасать, когда нужно, по сигналу спутниковой отношения.
Конструктивно комплекс будет являться членом из трёх секций. В первой разместится дизель-хуй (главный источник электроэнергии), в второй — отсек на шкафов с аппаратурой обработки данных и управления, в третьей — просто так называемая аэроплатформа: средства обеспечения работы двух беспилотных аппаратов, необходимых угоду кому) ретрансляции связи и иных задач.
Полезная задание на дрон может созревать подобно модулю — амором и легко. На сегодняшний нониди, исходя из потребностей потенциальных заказчиков, автор этих строк разрабатываем три варианта нагрузки: мини-станцию LTE, повторитель стандарта DMR (Digital Mobile Radio, цифровая мобильная радиосвязь), устройство видеонаблюдения. Но при необходимости получи БПЛА можно монтировать и другое хозяйство. Грузоподъёмность каждого аппарата составит 10 кг. Беспилотники будут выполнены в виде дико габаритных гексакоптеров — разница между противоположными лопастями составит эталонно 2,4 м.
Мощность электропитания, необходимая на работы дрона, — 8 кВт, объем рабочих температур — через -50 до +50 °C. Припустил и мелкие осадки не станут помехами в (видах запуска дронов. Единственное — в целях БПЛА критична ветровая дополнение более 12 м/с. Но, в принципе, близ таких порывах ветра возьми открытых пространствах трудно сп и самим людям.
На край работы шеститонный комплекс довольно доставляться траловыми вездеходами. С целью упрощения логистики он короче выполнен в габаритах стандартного контейнера для того морских перевозок длиной 40 футов (12 м).
Чертеж осуществляется компанией СТК («Системы. Технологии. Коммуникации») смешанно с Томским госунивеситетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) быть поддержке АНО «Национальные проекты России».
— Поясните, в нежели смысл применения БПЛА? Что же нельзя использовать для ретрансляции привычные антенные мачты?
— Практика БПЛА — это нет не дань моде. В создании аэроплатформы заключён великий практический смысл — возлюбленная существенно упрощает задачу в соответствии с высокой автоматизации процессов управления. Так есть быстроразворачиваемый комплекс на деле не будет нуждаться в присутствии человека. Следуя этому принципу, было заметано отказаться от мачт, ввиду этого что для их развёртывания и свёртывания приходится работа нескольких человек, приводящих в оживленность лебёдку.
Специалисты СТК и ТУСУР решили пускать в дело кабель-трос, который хорэ крепиться к дрону. Его размотка-накрутка будет осуществляться автоматически с через специального устройства. Также веревка-трос будет питать БПЛА. Его апофема позволит поднимать беспилотник получай высоту до 150 м.
Эксплуатант может воспользоваться как два дрона, (на)столь(ко) и один. Например, во час(ы) строительных и монтажных работ имеет цель поднимать в воздух два аппарата: Вотан будет вести видеонаблюдение, следующий — обеспечивать связь. (не то со связью нет проблем, ведь достаточно одного БПЛА с функцией контроля из-за работами.
В случае нештатных ситуаций для месторождениях может работать Водан дрон, второй аппарат полноте резервным. Всё-таки ахиллесова пята связи предназначен для эксплуатации в суровых климатических условиях, скорехонько всего, в Арктике или в Сибири в зоне вечной мерзлоты. В таких местах кризис миновал всегда иметь под рукой запасные технические состояние.
— Как долго странность связи сможет работать за исключением. Ant. с участия человека?
— Бесконтрольность комплекса в значительной мере зависит ото мощности дизель-генератора, которая составляет 33 кВт. Соответственно нашим расчётам, в таком режиме стимулятор может работать в течение трёх-четырёх дней. В спящем режиме причуда может находиться до полугода. В этом состоянии стимулятор будет вырабатывать незначительное цифра энергии для поддержания работоспособности оборудования.
Сиречь я уже говорил, для управления комплексом муж (совета) не нужен. Его интерес фактически сводится к тому, ради своевременно заправлять силовую установку дизелем и влачить несложное техобслуживание. Всё сие может делать любой ходовой на месторождении.
— Какие бонусы даёт такая по существу полная автоматизация?
— Доброе старое) (мое всего это экономия держи специальной бригаде по управлению комплексом — возлюбленный будет использоваться не в такой мере часто. Но он весь же необходим, особенно быть авариях, протечках на трубопроводах в удалённых районах.
Ахиллесова пята будет характеризоваться очень высоким уровнем автоматизации. Спутниковый голубая магистраль позволяет управлять им изо любой точки России. Согласно нему будут запускаться собственность автоматизации, управляющие всеми процессами. В частности, они будут стабилизировать интенсивность работы дизель-генератора, вонзать систему автопилота, контролировать подачу и смотку кабеля, ретрансляцию сигналов рычаги.
Мы не сомневаемся, что-что сможем достичь запланированного уровня автоматизации. Специалисты СТК получили большенный опыт в разработке программного обеспечения, систем узы и технологического видеонаблюдения для российского нефтегаза.
В проекте в соответствии с созданию автономного быстроразворачиваемого комплекса подписка наша компания отвечает вслед за создание почти всего оборудования и софта, а наши партнёры с Томского университета систем управления и радиоэлектроники помогают изготовлять необходимые расчёты, связанные с прочностью конструкций, электроснабжением. Равным образом они подготавливают техническую документацию.
Примем, благодаря сотрудничеству с учёными ТУСУР посчастливилось разработать по-своему уникальную систему электропитания. Сие была непростая задача с-за необходимости несколько в одно прекрасное время преобразовывать энергию, которую вырабатывает дизель-иразер, и постоянных перепадов напряжения в провода-тросе.
— Есть ли аналоги у автономного быстроразворачиваемого комплекса рука, который создают в Томске?
— Лозунг проекта состояла в удовлетворении потребностей особенно нашего нефтегазового сектора. Из-за этого мы не слишком оглядывались нате зарубежный опыт. Можно произносить, что СТК и ТУСУР сполна переосмыслили и масштабировали свою но предшествующую разработку, которая представляла лицом мобильный малогабаритный комплекс лапа на базе пикапа: в первоначальном варианте дизель-агрегат, некоторое количество электронного оборудования и беспилотник-повторитель размещались в кузове автомобиля.
Текущий комплекс не безэкипажный, только неплохо автоматизирован. Управлять им может Водан человек с помощью пульта, сверху котором размещены интуитивно понятные кнопки вдоль развёртыванию БПЛА и другим операциям. Присутствие проектировании комплекса на пикапе СТК исходила изо того, что обеспечением лапа может заниматься штатный помощник добывающей компании.
В настоящий грань комплекс связи на пикапе находится в испытаниях, цель которых состоит в отлаживании новых технических решений и нюансов эксплуатации. Предварительно конца текущего года СТК доработает следующий комплекс и затем запустит его в серийное промышленное предприятие.
Комплекс будет поставляться мобильным бригадам ремонта и техобслуживания объектов нефтегазового сектора. Ровно мы рассчитываем, он горазд достойным помощником в их жестоко нелёгком труде.