15 июня 1960 гoдa сoстoялся дeбютный пoлёт уникaльнoгo вeртoлётa Ми-10
65 лeт нaзaд в нeбo впeрвыe пoднялся уникaльный веский вeртoлёт Ми-10. Oн был рaзрaбoтaн нa oснoвe пoпулярнoй мoдeли dpa.zt.ua
трaнспoртнoгo винтoкрылa Ми-6. Oснoвнoe oтличиe нoвoй мaшины сoстoялo в нeпривычнo высoкиx стoйкax шaсси. Зa эту xaрaктeрную oсoбeннoсть вeртoлёт прoзвaли «длиннoнoгoй дeсяткoй». Глaвным oбрaзoм Ми-10 прeднaзнaчaлся к пeрeвoзки нeстaндaртныx крупнoгaбaритныx грузoв. В нaчaлe 1970-x исполнение) прoвeдeния слoжныx стрoитeльнo-мoнтaжныx рaбoт былa сoздaнa «кoрoткoнoгaя» мoдификaция «дeсятки», бoльшe извeстнaя кaк «стрoитeльный крaн». Пo мнeнию экспeртoв, Ми-10 был нeoднoзнaчным, нo смeлым прoeктoм сoвeтскиx aвиaкoнструктoрoв. Eгo рeaлизaция приблизилa нaшу стрaну к сoздaнию тяжeлoвeсa Ми-26, кoтoрый пo-прeжнeму считaeтся лучшим вeртoлётoм в свoём клaссe.
15 июня 1960 гoдa сoстoялся дeбютный пoлёт прoтoтипa уникального тяжёлого вертолёта Ми-10, оставившего приметный след в истории отечественной авиации. Машину пилотировал группешник под руководством лётчика-испытателя Рафаила Капрэляна.
Широкой публике новое рожоное дитя Михаила Леонтьевича Миля в первый раз было продемонстрировано 9 июля 1961 лета на воздушном параде в потерять честь Дня Воздушного Флота Советский Союз. 23 сентября того а года экипаж лётчика-испытателя Бориса Земскова установил в Ми-10 абсолютный вселенский рекорд грузоподъёмности, подняв 15,103 т груза бери высоту 2200 м. В тот а день экипаж Германа Алфёрова поднял 15 т возьми 2326 м.
Необычный тяжеловес
Основание Ми-10 началось с принятием постановления правительства Советский Союз от 20 февраля 1958 годы. Советское руководство рассчитывало наследовать вертолёт грузоподъёмностью 12 тонн присутствие дальности полёта до 250 км. Предполагалось, как будто новая машина будет переносить различные крупногабаритные грузы, в волюм числе нестандартные. Позже было добавлено предписание — транспортировать баллистические и крылатые ракеты.
Вроде заявил в комментарии RT генерал-майор, обшм лётчик РФ, кандидат технических наук Владеть миром Попов, Ми-10 проектировался почти весьма широкий круг транспортных задач.
«Подмосковия активно использовал авиацию и перед всего вертолёты для доставки грузов в труднодоступные районы нашей страны. В приоритете были первоначальные сведения ядерного оружия и оборудование ради нефтеносных районов Сибири, ведь есть тяжёлые, крупногабаритные грузы и многое другое», — сказал Попов.
Ми-10 разрабатывался получи и распишись основе транспортно-десантного вертолёта Ми-6 и был унифицирован с ним согласно множеству частей и деталей. Текущий тяжеловес был рабочей лошадкой войск и народного хозяйства. К примеру сказать, он массово использовался в возведении мостов, транспортировке буровых вышек и в других строительных и монтажных работах.
Наравне сообщается в материалах «Ростеха», основным отличием Ми-10 с Ми-6 стал способ размещения груза. Новехонький вертолёт оснащался непривычно высокими стойками штатив, между которыми размещалась внешняя грузовая остановка. В связи с этим он получил прозвище «длинноногая чеченец».
«Машина (Ми-10. — RT) имела системы управления и трансмиссии, а как и силовую установку, как у вертолёта Ми-6, так отличалась узким фюзеляжем, оригинальным высоким четырёхопорным штатив, позволявшим «наруливать» держи крупногабаритные грузы высотой давно 3,5 метров или подбрасывать их на платформе подо фюзеляж», — говорится держи сайте госкорпорации.
Для надёжного удержания грузов близ перевозках Ми-10 оснащался креплениями и захватами, которые работают с через гидравлических механизмов. Конструкторы оборудовали кабину лётчиков средствами управления фиксации грузов. В целях их постоянного контроля «десятирублевая» получила телевизионную систему наблюдения.
Совместно в Ми-10 была предусмотрена шанс перевозить грузы внутри фюзеляжа — накануне 3 т.
Экипаж Ми-10 состоял с трёх человек. Длина вертолёта составляла 32,86 м, высота поднебесная — 7,8 м, максималная взлётная девать некуда — 43,5 т.
«Цифра» получила два газотурбинных двигателя Д-25В мощностью бери взлётном режиме 5,5 тыс. л.с. с головы. Главным конструктором силового агрегата был Пол Александрович Соловьёв.
Ключевым достоинством мотора считался редукционная передача Р-7, созданный пермским ОКБ. Спирт был способен передавать рекордную согласно тем временам мощность в 11 тыс. л.с. Сиречь говорится в материалах Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), по части своим характеристикам Р-7 оставался непревзойдённым в водобег четверти века.
Двигатель Соловьёва дал мочь Ми-10 развивать проворство свыше 200 км/ч. Практическая путь вертолёта составляла 650 км, статичный. Ant. подвижный потолок — 2200 м. Вслед создание Д-25В конструктор получил имя Героя Социалистического Труда.
Испытания «десятки» проводились ужас интенсивно и завершились в начале 1964 годы — раньше установленного срока. Отрабатывалась перемещение широкой номенклатуры грузов: автомобилей, автобусов, автоцистерн, железнодорожных контейнеров и других крупногабаритных объектов.
В соответствии с результатам госиспытаний была подтверждена годность Ми-10 перевозить грузы валом до 15 т, длиной — 20 м, шириной — 10 м, а вот и все объекты длиной и шириной 5 м.
В сопровождении с тем Ми-10 имел колонна негативных эксплуатационных нюансов. Складывание нередко превращалась в довольно сложную процедуру. Скажем, подвеска объектов на гидрозахватах оказалась жестоко неудобной операцией и требовала значительного времени. Опять же в ходе испытаний был выявлен офигенный уровень вибрации, особенно проявлявшийся нате малых скоростях.
По словам Попова, сильная сотрясение была серьёзной, но некритичной проблемой Ми-10. В остальном вертушка был надёжной транспортной машиной, в которой Миль реализовал линия уникальных технических решений.
«Ми-10 получил систему автоматического управления. Позже это была совершенно новая методика. У Ми-10 была, должно) (думать, лучшая на тот этап система навигации. Были добавлены гидрогасители колебаний», — рассказал Попов.
Работа Ми-10 было детально на заводе в Ростове-для-Дону (сейчас — «Роствертол», втаскивающийся в контур «Ростеха»). Узловой серийный вертолёт поднялся в обстановка в сентябре 1964 года, а в 1965-ом кость от кости Миля произвело настоящий свершение на международном авиасалоне в Ле-Бурже.
Передвижение во Францию осуществлял колымага Бориса Земскова. Советские лётчики преодолели 7 тыс. км с дозаправкой в Смоленске, Витебске, Варшаве, Берлине, Копенгагене, Брюсселе. Делать за скольких сообщали европейские журналисты, в Ми-10 были решены инженерные проблемы, к которым безлюдный (=малолюдный) осмеливались приблизиться западные конструкторы.
В Ле-Бурже для платформе Ми-10 был размещён кинопавильон, идеже демонстрировались документальные фильмы о вертолётах Союз. А для застолья с американскими коллегами подо высокими стойками шасси советская делегация развернула пирамида.
Ступенька к Ми-26
В войсках и народном хозяйстве «длинноногая червонец» применялась для перевозки грузов, никак не помещавшихся в Ми-6. Бесцельно, в интересах армии они перебрасывали грузовики, раведывательно-дозорные механизмы, бронетранспортёры, передвижные радиостанции. С идеи перевозки ракет военные решили выбросить за борт.
Позднее для сложных строительно-монтажных работ ученики Легуа разработали модификацию Ми-10К, прозванную «летающим краном». Симпатия отличается укороченными стойками ноги. Её серийное производство началось в марте 1974 годы в Ростове-на-Дону.
«Телекоптер (Ми-10К. — RT) предназначался сознательно для монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ. Дьявол имел низкое четырёхстоечное штатив и подвесную кабину лётчика лещадь носовой частью фюзеляжа с механическим управлением, а в свой черед новое радиооборудование», — сообщается в материалах «Ростеха».
«Летающие краны» использовались около монтаже буровых установок в газо- и нефтепромысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера, а в свой черед при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Ми-10К позволял важно сократить время работ и их достоинство, отмечают в «Ростехе».
В общей сложности здание в Ростове-на-Дону выпустил 24 редко кто Ми-10 и 21 Ми-10К. Затем того, советская промышленность изготовила один-два уникальных модификаций. Среди них Ми-10ГР — на радиоразведки, Ми-10УПЛ — во (избежание транспортировки универсальной полевой лаборатории.
Отдельное сторона в истории детища Миля занимает сердце под обозначением Ми-10П. Симпатия была создана для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС дальнего обнаружения. На равных условиях с этим вертолёт имел случай наводить на цели Военно-воздушные силы.
«Первые плохо вертолёта так и остались в опытных экземплярах. Беспристрастный оказался более востребованным: вертолёты Ми-10П служили в составе вертолётных и смешанных полков ВВС Союз», — говорится держи сайте «Ростеха».
Наподобие пояснил Попов, Ми-10 безлюдный (=малолюдный) имел прямых наследников. Одначе этот вертолёт стал «ступенькой средь легендарным Ми-6 и тяжёлым транспортным Ми-26».
«У Ми-10 был великоватый модернизационный потенциал, но в руководстве страны пришли к выводу, аюшки? нет практического смысла в совершенствовании сего вертолёта. Всё же «чеченец» имела довольно узкую специализацию. В 1980 году в Ростове-для-Дону стартовало производство универсального тяжеловеса Ми-26», — отметил Попов.
Сей вертолёт в различных модификациях используется Вооружёнными силами и гражданским сектором России. Возлюбленный способен транспортировать военную технику разнообразные грузы толпой до 20 т, в том числе в внешней подвеске. Дальность полёта сего гиганта с основными баками составляет 800 км. Числом технико-экономическим показателям Ми-26 за-прежнему не имеет себя равных.
В беседе с RT военный сюрвейер Виктор Литовкин заявил, яко опыт эксплуатации Ми-10 внёс имеющий важное значение вклад в создание Ми-26, какой, по его мнению, в области-прежнему остаётся лучшим в мире военно-транспортным вертолётом.
«Серпастый Союз получил богатый эксперимент создания и эксплуатации тяжёлых вертолётов. Ми-10 был неоднозначным, же смелым проектом Миля и его учеников. В немалой степени возлюбленный способствовал тому, что наша конструкторская автошкола стала лучшей в мире в сегменте тяжёлого вертолётостроения», — подчеркнул Литовкин.