Кaк сooбщaeтся, aрxив сeмьи Кoлчaкoв будeт выстaвлeн нa прoдaжу aукциoнным дoмoм Drouot, тoрги сoстoятся в Пaрижe и нaмeчeны нa 21 нoября.
Пoявлeниe стoль «эксклюзивныx» лoтoв связaнo с пeчaльным сoбытиeм. В мaртe 2019-гo вo Фрaнции, в дoмe прeстaрeлыx Сeн-Жeнeвьeв-дe-Буa нa 86 гoду жизни скoнчaлся внук знaмeнитoгo русскoгo aдмирaлa Aлeксaндр Рoстислaвoвич Кoлчaк. Имeннo oн в пoслeдниe дeсятилeтия являлся xoзяинoм сeмeйнoгo aрxивa. O сущeствoвaнии этиx дoкумeнтoв рoссийским и зaрубeжным истoрикaм в принципе было известно, однако никто из них не имел возможности узнать поточнее, что это за бумаги, фотографии, книги… Семья Колчаков на протяжении долгих десятилетий сохраняла все артефакты в строгой тайне и посторонних к ним не допускала.
Такое «табу» доживает последние дни. Представители следующего поколения прямых наследников «верховного правителя России» – трое его правнуков, детей Александра Колчака-младшего решили, что не стоит более хранить эти исторические раритеты в семье. Судя по объяснениям, которые озвучил французский эксперт в области русских архивных документов и живописи Иван Бирр, допущенный Колчаками к работе с архивом для подготовки его к продаже, причина подобного решения – вполне материальная: «Сперва его (архив – А. Д.) пришлось бы разделить между ними, и это значительно снизило бы его ценность…»
По мнению специалистов, многие из уцелевших в семье документов были вывезены из России в грозные революционные месяцы Софьей Федоровной Колчак, успевшей уехать тогда с маленьким сыном во Францию.
На сайте аукционного дома Drouot указаны кое-какие подробности, относящиеся к выставляемым на продажу колчаковским реликвиям. Например, упоминаются мемуары супруги А. В. Колчака, рукопись с текстом прокламации Временного Всероссийского правительства в Омске, где Колчак рисует картину объединенной России, входящей в круг мировых демократий, и чье правительство противостоит большевистской системе, «отвергающей все принципы морального и патриотического долга». Очень ценно также письмо некого С. Палавина, адресованное Софье Колчак, в котором рассказывается о последних минутах жизни ее мужа – обстоятельствах его расстрела. В частности, Палавин сообщает, что ни один солдат во взводе не согласился стрелять в Колчака и что для этого пришлось комиссарам найти осужденного, которого затем несколько дней спустя самого расстреляли… Вместе с рукописями, фотографиями, дневниками, письмами будут представлены на аукционе и другие объекты – книги из личной библиотеки знаменитого военачальника. В общей сложности участникам торгов предложат почти «колчаковских» 400 лотов.
Куда более детально описал отдельные раритеты из семейного архива Колчаков Иван Бирр в своем интервью одной из западных радиостанций.
Он упомянул, в частности, что среди лотов есть около 120 писем самого А. В. Колчака. Большинство из них адресовано его жене Софье. (Переписка этих двух близких людей – отдельная тема. Известно, что Александр Васильевич, находясь вдали от дома, регулярно отправлял письма своей супруге. Даже в самые трудные периоды своей воинской службы на море и на суше – во время русско-японской войны, 1-й мировой, Гражданской, – он отправлял домой письма каждые три-четыре дня.) Самые ранние из сохранившихся в архиве приватных посланий жене написаны еще до революции, а наиболее поздние по времени отправлены ей незадолго до трагической гибели адмирала-«правителя». Причем из писем последнего периода жизни адмирала прочитавший их Иван Бирр сделал вывод, что вплоть до осени 1919 года Колчак пребывал в убеждении, что возглавляемая им армия способна переломить ход военных действий, и Белое движение может полностью искоренить большевизм во всех уголках страны.
Иван Бирр: «Есть одно письмо к сыну, где он пишет: «Дорогой Славушка, наверное, зимой я закончу с войной, и мы снова увидимся».
Большую ценность для историков наверняка представляет оригинал собственноручно написанной Колчаком в годы Гражданской войны декларации Омского правительства. Есть также телеграмма Колчаку от Александра Керенского, другие официальные документы.
Среди «жемчужин» коллекции – также Евангелие, принадлежавшее самому «верховному правителю». Эту книгу Александр Васильевич с молодых лет всегда старался иметь при себе. Евангелие побывало с ним даже в суровой пустыне Ледовитого океана, когда лейтенант Колчак принимал участие в опасной полярной экспедиции. А позднее, уже во время 2-й мировой войны, отцовский томик Священного писания взял с собой на фронт его сын Ростислав, служивший в частях воюющей с гитлеровцами французской армии
В архиве также сохранилось около сотни фотографий, но лишь десяток из них – с изображением самого А. В. Колчака. На одном из снимков он запечатлен в возрасте 7 лет.
Безусловный интерес для исследователей представляют рукописные мемуары Софьи Колчак. Эти записи охватывают период с ее девических лет и вплоть до последних дней непростой эмигрантской жизни во Франции (С. Ф. Колчак скончалась в 1956 году.). В заметках немало места уделено воспоминаниям об А. Колчаке, в том числе Софья Федоровна описала, как в 14 лет она впервые увидела его – в ту пору молодого кадета морского корпуса, очень робкого, застенчивого, который тогда занимался наукой.
Эксперты провели предварительную оценку выставляемых на аукцион реликвий. По совокупности колчаковский архив «тянет» на 300 тысяч евро. Хотя упомянутый уже Иван Бирр считает, что речь должна идти о куда большей сумме. По его словам, во Франции еще не было аукционов такого масштаба, связанных с российской историей: «Речь идет об одном из ценнейших личных архивов, когда-либо выставлявшихся на аукцион».
Конечно, было бы справедливо, чтобы все эти уникальные артефакты из семейного архива Колчаков вернулись в Россию.
«Этот архив очень ценен для России, и будет очень печально, если он уйдет в частные руки,» – заявила в своем разговоре с корреспондентом ТАСС директор Центра изучения истории гражданской войны в Омске Галина Бородина.
Как удалось выяснить корреспонденту «МК» у архивистов, сохраняемое на данный момент в России документальное наследие легендарного адмирала и руководителя Белого движения отнюдь не такое богатое. Фонд Колчака, существовавший в советское время в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, передан теперь в Российский государственный военный архив. Кроме того некоторые материалы собраны в музейных и архивных фондах Омска. Так что выставленные сейчас на продажу документальные материалы самьи Колчаков нам очень-очень нужны.
Однако, в своем интервью, данном несколько дней назад, Иван Бирр упомянул, что ему пока ничего не известно о каких-либо конкретных действиях и предложениях официальных российских властей по приобретению данной коллекции документов.
Впрочем, есть все-таки надежда, что справедливость восторжествует, и архив адмирала – патриота России вернется на его родину. Появилась информация о том, что депутат Госдумы Василий Власов направил в Министерство культуры РФ письмо с просьбой выделить средства на покупку архива адмирала Колчака. «Подобные коллекции должны находиться в отечественных музеях, а не храниться у частных коллекционеров. Со своей стороны опасаюсь, что данный бесценный архив навсегда станет утраченным для будущих поколений», – написал депутат. А его знаменитый на всю страну коллега Владимир Жириновский выступил с обращением, адресованным отечественным олигархам: глава ЛДПР призвал их проявить патриотизм и собрать средства, необходимые для приобретения архива.
Что ж, посмотрим, сработает ли хоть одна из этих инициатив наших думцев. Ждать совсем не долго. До назначенного времени торгов осталась всего-то неделя.
А если «пролетим», и уникальный колчаковский архив «уплывет» в чужие зарубежные «закрома», – локти потом кусать придется не одному поколению ценителей русской истории.