В пeрвoнaчaльнoм спискe oкaзaлoсь пoрядкa 15 кaртин. Нo вышeнaзвaннaя трoйкa пришлa к финишу с явным oтрывoм oт прoчиx, и, кaк былo зaмeчeнo инициaтoрaми рaдикaльнoй прeмии, «в пoрядкe вoзрaстaния сквeрнoсти».
Срeди прoчиx фигурирoвaли дaжe тe кaртины, кoтoрыe выдвигaлись другими критикaми кaк лучшиe нa сoискaниe прeмии Гильдии кинoвeдoв и кинoкритикoв «Бeлый слoн», вручeниe кoтoрoй прoйдeт 22 янвaря. Гoд назад была проявлена инициатива – вручать российскую «Малину» в рамках церемонии «Белого слона», но большая часть наших коллег ее отвергла по этическим соображением.
Смысл антипремии, по словам ее идеологов, «не в том, чтобы топить неудачные и мало кому известные картины, а в том, чтобы ставить на место стремящихся выслужиться и готовых на всё кинохалтурщиков».
Некоторые кинематографисты раскритиковали сам факт оглашения такого списка позора, сравнили застрельщиков с крысами, сообразно особенностям нового года. Да и в рядах критиков возникли разброд и шатания. Кое-кто к числу худших относит совсем другие картины, даже те, что победили на международных и российских фестивалях. Кто-то не принял вышеназванную тройку, будучи убежден в том, что хуже, чем «Т-34», сотрясавший новогодний прокат 2019-го, ничего нет.
Обиделись и за «Балканский рубеж», достойный «Малины». Есть в списке худших и совсем уж незаметные картины, которых почти никто и не видел, но те единицы избранных, кому «повезло», испытали от них шок.
Но вернемся к злополучной тройке. «Последнее испытание» Алексея Петрухина рассказывает о захвате заложников во время спектакля по образу и подобию «Норд-Оста». В картине снимались чеченские артисты и реальные участники трагедии на Дубровке, которым создатели «Последнего испытания» таким образом пытались помочь освободиться от страха.
«Последнее испытание» Фото: kinopoisk.ru
Одну из главных ролей сыграла Ирина Купченко. Опять учительницу, как и в предыдущей картине Петрухина «Училка», где ее героиня сама брала в заложники вышедших из берегов учеников. Председатель жюри выборгского фестиваля «Окно в Европу» Светлана Проскурина пошла нетривиальным путем, отдав главный приз не тому фильму, а персонально Ирине Купченко.
И теперь она опять-таки сыграла учительницу, пытающуюся объяснить террористам суть ислама и азы истории. Настоящими героями становятся представители спецслужб, одного из которых сыграл Андрей Мерзликин.
События в картине «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова, как и Алексей Петрухин пришедшего в режиссуру из продюсерского цеха, происходят в августе 2014 года на окраине Донецка. В зоне военных действий оказывается солдат-водитель украинской армии. Авторы намеренно назвали его Андреем Соколовым, как и героя Сергея Бондарчука в его же картине «Судьба человека» и одноименном произведении Михаила Шолохова.
«Донбасс.Окраина» Фото: kinopoisk.ru
«Донбасский» Соколов попадает в подвал жилого дома, встречает разного социального статуса людей, вместе с которыми ему предстоит выживать под обстрелами.
Сам режиссер заявляет, что он вне политики, но в это трудно поверить. Хотя то, что творится в головах создателей, иначе, как кашей не назовешь. К созданию картины привлечены немалые силы, хорошие специалисты, а картину, какой бы скромной она не была по своим достоинствам, показали на Римском кинофестивале.
Переосмыслил историю декабристов и талантливый режиссер Андрей Кравчук. Он начинал карьеру с авторского кино, намыкался со своей дебютной полнометражной картиной «Итальянец», существовавшей чуть ли не в одной копии, так что предоставив ее одному фестивалю, не с чем было ехать на другой. Но все это в далеком прошлом. Теперь он снимает масштабные картины – «АдмиралЪ». «Викинг».
Поскольку его продюсеры с утра и до вечера рассказывают с экранов телевизоров, как надо воспринимать их новый фильм о восстании на Сенатской площади, складывается ощущение, что режиссер и актеры стремились к одному, а продюсеры сместили акценты и пошли в другом направлении. Но спрос за все в любом случае – с режиссера. Получились в итоге мелкотравчатые, подленькие декабристы, покусившиеся на основы государственного строя.
Министр культуры Мединский, одним из любимых детищ которого стал «Т-34», теперь предлагает продвигать «Союз Спасения» в школы, сделать его частью обязательной школьной программы, а это уже совсем другая история. Если нам предъявлен эталон и единственно верное толкование исторических фактов, то тогда это беда.
***
Теперь о претендентах на победу в позитивном ключе – в рамках кинопремии «Белый слон», вручение которой впереди. Здесь среди номинантов в категории «Лучший фильм» значатся сильно запоздавшая к празднику «Айка» Сергея Дворцевого, которую надо было еще год назад выставлять на голосование, «Дылда» Кантемира Балагова и «Керосин» Юсупа Разыкова.
На звание «Лучшего режиссера» претендуют: Дворцевой и Балагов, а также Светлана Проскурина с фильмом «Воскресенье» Среди сценаристов в тройку лидеров вышли Любовь Мульменко с «Верностью» Нигины Сайфуллаевой, Юсуп Разыков с «Керосином» и Екатерина Тирдатова с «Воскресеньем». В актерских номинациях представлены: Евгения Громова и Александр Паль в «Верности», казахстанская актриса Самал Еслямова в «Айке», Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина в «Дылде», Елена Сусанина в «Керосине», Алексей Вертков в «Воскресенье» и Алексей Агранович в «Юмористе».
Среди дебютов лидируют: «Бык» Бориса Акопова, «Мальчик русский» Александра Золотухина и якутская картина «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой. И здесь много вопросов, и все слишком субъективно, поскольку некоторые важные картины не прошли первого тура голосования, в котором участвуют не только члены экспертного совета «Белого слона», но и широкий круг кинопрессы.
Никогда еще «Белый слон» не вручался за два дня до торжественной церемонии «Золотого орла» – детища Никиты Михалкова. Едва ли не главным фигурантом на ней будет «Т-34», возведенный критиками в абсолют всего самого худшего. Но то, что смерть для критика, вполне котируется на «Золотом орле».
Картина Алексея Сидорова представлена в 13 номинациях, как лучший фильм, за лучшую режиссуру, сценарий, операторскую работу и работу художника-постановщика, лучшие мужские и женские роли, а также мужскую роль второго плана, за звук, костюмы, монтаж, грим, визуальные эффекты.
Читайте также: На «Золотом глобусе» победили роковые для нас «1917» и «Чернобыль»