Вo-пeрвыx пoтoму, чтo нaшa 24-я тeaтрaльнaя прeмия вручaeтся в гoд стoлeтия «Мoскoвскoгo кoмсoмoльцa». A вo-втoрыx, сaм прoцeсс вручeния тoжe oсoбeнный, мoжнo скaзaть, эксклюзивный. Ну гдe вы нaйдeтe тaкую цeрeмoнию нaгрaждeния, кaк у нaс? Нигдe — этo скaжeт кaждый, кoму зa эти 24 гoдa пoсчaстливилoсь стaть лaурeaтoм или присутствoвaть в «МК» в кaчeствe бoлeльщикa, группы пoддeржки или гoстя. Нынeшняя всex в этoм тoлькo убeдилa.
В-трeтьиx, цeрeмoния сaмaя вeсeлaя, шумнaя и кoрoткaя. Минус снoбизм, чoпoрнoсть, прeслoвутый дресс-код. Какой там на фиг дресс-код, когда люди мчатся на церемонию прямо с репетиций, съемок, примерок театральных костюмов, оставляя важные дела! Причем короткая — не фигура речи: в 2001 году был поставлен рекорд — премию раздали за 13 минут. Как раз в этот год Владимир Машков в МХТ у Олега Табакова выпустил свой легендарный спектакль «№13». В 2019-м Машков вновь стал лауреатом, но получает премию уже за роль Абрама Шварца в легендарном же спектакле «Табакерки» «Матросская Тишина».
Но церемония — это, так сказать, форма. А вот содержание, контент премии на протяжении почти четверти века остается неизменным — справедливость. «МК» вне внутритеатральной борьбы, каких-либо группировок, лоббирования. Мы лоббируем только одно — талант и еще раз талант, независимо от того, кто является его обладателем: опытный, знаменитый актер или актриса или студент, блеснувший в дипломном спектакле, вчерашний выпускник театрального училища или директор театра. Перед талантом все равны, а «МК» перед ним снимает шляпу.
Итак, премия театрального сезона-2018/19. Она назначена на 14.00, сбор гостей — в 13.30. Но уже ровно в полдень в редакцию входит первый лауреат — художник Эмиль Капелюш. Так рано, потому что его «Сапсан» приехал из Петербурга в 11.00. Эмиль Борисович живет и работает в Северной столице, но российская столица оценила его работу в спектакле «Черная курица», поставленном в Российском молодежном театре. Режиссер «Курицы» Екатерина Половцева за этот спектакль тоже получает премию «МК», но еще не подошла.
— В театре бывают недоразумения, интриги, когда артисты недовольны режиссером. У Кати такого нет, потому что про нее можно сказать, что она работает чистыми руками, и артисты тоже чувствуют это. Все очень по-честному, — рассказывает нам Капелюш о работе с режиссером.
Не успел Эмиль Борисович перекусить в столовой, как на церемонию сильно заранее пожаловал актер Александр Феклистов. Он в этом году отметился лучшим дуэтом с Агриппиной Стекловой в спектакле «Рыцарь пламенеющего пестика» (Театр им. Пушкина).
— Она абсолютно медицинская актриса, то есть диагноз — актриса, — говорит Феклистов о своей партнерше. — Ее любят монтировщики, режиссеры, она профессиональная и шкодная. Очень многие ее монологи в спектакли были придуманы прямо на наших глазах. Так что было все легко.
фото: Геннадий Авраменко
Игорь Верник.
Вскоре подходит вахтанговец Алексей Гуськов. Премия «МК» за лучшую мужскую роль в спектакле Римаса Туминаса «Фальшивая нота» для него (и в это трудно поверить!!!) первая театральная награда. «Надеюсь, не последняя, — говорит он с улыбкой. — Вообще же, радостно, что эта работа была замечена в огромной палитре замечательных спектаклей».
Количество звезд на один квадратный метр становится все больше. Тут Олег Меньшиков, Владимир Машков, два Евгения — Писарев и Каменькович, Юрий Грымов (его «Модерн» получил две номинации). А красавицы — Нонна Гришаева и Кристина Орбакайте! Их работы в «Современнике» и областном ТЮЗе «МК» отметил в номинации «Лучшая женская роль» (категория «Полумэтры»).
Внимание привлекает большая группа из Студии театрального искусства Сергея Женовача. Ребята пришли поддержать режиссера Егора Перегудова, и вся его команда спектакля «Один день в Макондо» с ним. Кстати, эта постановка получает награду от «МК» во второй раз, только два года назад «Макондо» был отмечен в качестве лучшего студенческого спектакля, а сейчас — как «лучший спектакль большой формы» (категория «Начинающие»).
Смотрите видео по теме:
«Меньшиков, Машков и Орбакайте зажгли на театральной премии «МК»»
02:05
По традиции церемонию открыл главред «МК» Павел Гусев:
— Наша премия в театральных кругах — долгожитель, и она самая неформальная, — говорит он. — У нас можно с мест свистеть и кричать, да как угодно выражать эмоции. Но главное, мы делаем это очень быстро! В 2001 году мы даже поставили рекорд — 13 минут! Итак, мы начинаем!
Как водится, стартовали с «Начинающих», которые в скором времени смогут побороться за фирменные фарфоровые тарелки «МК» с полумэтрами и мэтрами. Спектакль «Соловьев и Ларионов» получил сразу пару — за «лучшего художника» и «лучший спектакль в малой форме». На фоне скромных и немногословных «начинающих» лауреатов выделяется бурно аплодирующий и улюлюкающий коллектив СТИ. Они тоже взяли 2 награды — за режиссуру «Одного дня в Макондо» и лучшую женскую роль в блистательном исполнении Марии Корытовой.
За считаные минуты церемония перешла к полумэтрам, но Игорь Верник, который должен был получать тарелку за лучшую мужскую роль второго плана в спектакле «Бег» МХТ им. Чехова, опаздывал. Когда же его брат-близнец Вадим было собрался забрать за брата приз, сам лауреат буквально в балетном прыжке влетел на сцену и ярко поблагодарил коллег, «МК», семью и вообще всех на свете.
фото: Геннадий Авраменко
Мария Корытова.
Комплиментарный марафон продолжила Кристина Орбакайте.
— Я безумно счастлива находиться сегодня здесь и быть в вашем театральном кругу, — призналась Кристина, явно смущенная таким мощным театральным окружением.
Кроме Орбакайте премию «МК» в этой номинации получает Нонна Гришаева — за «Чайку» в областном ТЮЗе. Но сразу после церемонии актриса поспешила на репетицию премьерного спектакля «Двенадцать стульев» в постановке Нины Чусовой, успев рассказать нам, как на днях сорвала голос от напряженного театрального графика.
— Голос сорвала, теперь вот трахеит. Надо было в Вахтанговском коллегу выручить на спектакле «Мадмуазель Нитуш» и за ночь вспомнить роль, которую я когда-то играла, а в этот понедельник ее еще и сыграть. Так что мы держимся, а в «МК» не могла не приехать, — говорит Нонна полушепотом.
Еще один мхатовец — Андрей Бурковский — получает награду за лучшую мужскую роль в спектакле МХТ «Бег». В этой же категории счастливым обладателем тарелки стал Карэн Бадалов (Мастерская Петра Фоменко).
Мэтры — это тяжелая артиллерия отечественного театра. И вот уже три богатыря на сцене — Алексей Гуськов, Владимир Машков, Олег Меньшиков. У каждого в этом сезоне блистательные роли: Гуськов сыграл известного дирижера («Фальшивая нота»), Меньшиков — Макбета в одноименном спектакле, а Машков — старого Абрама Шварца в «Матросской Тишине». Анна Каменкова признана лучшей актрисой среди мэтров, ну а лучшим спектаклем большой формы стал «Рыцарь пламенеющего пестика» в постановке Декланна Доннелана, а малой формы — «Любовь и смерть Зинаиды Райх» Александра Пономарева.
Когда объявляли «Другие» номинации, то дольше всех хлопали Софье Апфельбаум, директору РАМТа, несправедливо определенной в фигуранты «Седьмой студии». Премией «МК» отмечены детский спектакль РАМТа «Черная курица», бродилка «На Трубе» Школы современной пьесы в постановке Иосифа Райхельгауза, церемония премии «Гвоздь сезона», а также лучший дуэт (см. выше) и актерский ансамбль спектакля «Баба CHANEL» Театриума Терезы Дуровой.
— Когда автор пьесы Коля Коляда посмотрел спектакль, он сказал: «Теперь понял, что я — Островский». К слову, героинь Коляды, глубоко старых бабушек, играют прелестные молодые актрисы.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Меньшиков, Машков и Гуськов получили театральную премию «МК»: фоторепортаж
73 фото