Пeрeд нaчaлoм спeктaкля eгo пoстaнoвщик и xудрук тeaтрa Никoлaй Кoлядa в трaдициoннoй тюбeтeйкe нaбeкрeнь вышeл нa сцeну и признaлся в тoм, чтo и сaм тoлькo чтo узнaл прo дaту oт приexaвшиx пo этoму пoвoду тeлeвизиoнщикoв. В шкoльныe годы чудесные он, как и все мы, штудировал хрестоматийную пьесу, но всю ее прелесть осознал уже в зрелом возрасте. И теперь представляет нам свой изумленный взгляд на Москву из далекого, находящегося за тысячу с лишним километров Екатеринбурга. Провинция всегда посматривает на столицу и подсмеивается. Грибоедов описал когда-то московские нравы, которые со временем приобрели новый колорит. Стоило Коляде покинуть сцену, как разудалое гопничество столичной жизни заполнило сцену.
Фото: пресс-служба театра
Пестрый табор в блестках, каких-то чудовищных подштанниках и советских майках, голландских деревянных башмаках и даже а-ля хрустальных туфельках, достойных Золушки, вывалился перед ошеломленной публикой, которая либо дружными рядами в антракте покидала театр, либо кричала «браво!», как всегда на спектаклях Коляды. Речь персонажей ужасна. Какой уж там великий и прекрасный русский язык, хотя звучит текст Грибоедова. Говор окраин, голос огромной страны сливается в кучу-малу. Такая она — Москва, впитавшая в себя все соки. Софья с Молчалиным тешатся в продуктовой тележке из супермаркета. Десятки серых ждунов — популярных в Интернете существ, напоминающих морских слонов с человеческими руками, придуманных когда-то голландской художницей Маргрит ван Бреворт, заполняют пространство. Они, как пациенты, сидящие в очереди к врачу, ждут диагноза и сами становятся диагнозом — пугающая безликая масса, отнюдь не ласкающая милотой взор. Коляда в компании с Грибоедовым (он-то наверняка переворачивается в гробу) и Лениным, как доктора, ставят современному обществу диагноз.
Фото: пресс-служба театра
Год назад, когда исполнилось 95 лет со дня смерти Владимира Ленина, интервью «МК» дал актер «Коляда-театра» Павел Рыков, играющий вождя мирового пролетариата аж в трех спектаклях, а по совместительству еще и монтировщик. Декорации он ставит и теперь, а в «Горе от ума» становится королем театральной вакханалии, появляясь из здоровенного серебристого сундука. Крышка открывается, а там на бордовом ложе — сам Ильич. Павел Рыков работает без грима. Он ему и не нужен — портретное сходство поразительно. Жаль, что у актера нет возможности развернуться по полной программе и продемонстрировать свои таланты. Павел овладел речью с картавинкой, лихо, по-ленински прищуривается и выкидывает руку вперед. Его герой — самый здесь чистый и аккуратный во всех смыслах. На нем хороший костюм. Он прямо-таки светоч на фоне всеобщей тьмы. Посмотрел Ильич на наш мир, погрязший в хамстве и бескультурье, ничего не сказал и в гроб вернулся, прихватив с собой Чацкого. Тот тоже в шоке от безумия московского мира. Так и легли они рядышком в сундуке-мавзолее. Не так давно в «Гараже» Павел Пеперштейн погрузил Ленина в волшебный сон, уложив в стеклянный гроб с силиконовой блондинкой. Фантазию художника подпитывали детские воспоминания о походе в Мавзолей.
Фото: пресс-служба театра
С Ильичом в спектакле Коляды все более или менее понятно, а вот Чацкий — словно два в одном. Вначале он появляется как красный латышский стрелок — в красном кожаном жакете, красных брюках, разве что на голове — новомодная кепка для хипстеров. Худосочный, надменный человек, презирающий плебс, изъясняющийся исключительно на заморском языке, он совсем скоро станет уличным пацаном, а потом и пламенным обличителем системы. В роли Чацкого — молодой актер Игорь Баркарь, не так давно пополнивший труппу. Софья Фамусова в исполнении Алисы Кравцовой ему под стать — какая-то шалава из подворотни, никакого благородства. В облике еще одного дворового пацана и Молчалин, танцующий лезгинку «на радость» покойному Грибоедову, покоящемуся в Тбилиси.
Фото: пресс-служба театра
В свете событий, происходящих в мире и Иране, он становится актуальнейшим героем, опыт и трагическую смерть которого в Тегеране стоит изучать. Мурад Халимбеков играет не сладчайшего Молчалина, привычного со школьных лет. Он — горячий кавказский парень, и то, что родом из Дагестана, используется сполна. Как и другие герои Грибоедова, Молчалин здесь похож на гопника из общежития, которого актер играет в «Курице» по пьесе Коляды.