Владельцы как легковых, так и грузовых авто рано или поздно сталкиваются с такой проблемой, как выход из строя турбокомпрессора. Этот агрегат отвечает за увеличение мощности движка, снижение уровня выброса токсичных выхлопов в атмосферу и уменьшение расхода топлива. В зависимости от сложности поломки может потребоваться или капитальный, или частичный ремонт, однако для этого сперва придётся провести диагностику.
Типичные неисправности турбокомпрессоров
Сразу стоит отбросить такую причину, как естественный износ — если пробег перевалил за 200 тыс. километров, то турбина скоро выйдет из строя и с этим ничего нельзя поделать. Отметим другие наиболее распространённые «болезни»:
- Перегрев турбинного вала. После активного использования нужно дать мотору поработать на холостом ходу, чтобы снизить температуру турбокомпрессора. Второй вариант — установить специальный таймер (на многих современных машинах его ставят уже на заводе).
- Загрязнение сажевого фильтра иили катализатора.
- Для дизельных авто причиной поломки турбины может стать неисправность топливного оборудования. В этом случае несгоревшее топливо и сажа остаются на горячих элементах компрессора.
- Герметик — при неправильном нанесении он может закупорить масляной канал агрегата.
- Недостаток масла, либо его низкое качество.
- Избыток масла — другая сторона медали, которая тоже приводит к неисправностям.
- Передув. Не стоит слишком экстремально эксплуатировать турбину, это может стать причиной выхода из строя вала и втулки.
- Попадание постороннего предмета со стороны мотора — особенно это касается машин с большим пробегом.
- Загрязнение воздушного фильтра — при прохождении техосмотра особое внимание стоит уделить герметичности воздушных каналов, а также использовать фильтры, которые рекомендует завод-изготовитель автомобиля.
Как уже говорилось, в первую очередь нужно провести диагностику. Только выяснив причину неисправности, можно будет определиться, как именно нужно решать проблему.
Этапы ремонта турбины
Турбокомпрессор снимается и поэтапно разбирается:
- снимается актуатор;
- снимается горячая часть турбокомпрессора;
- откручивается холодная улитка;
- снимается крыльчатка;
- достаётся ротор;
- снимается крышка блока подшипников;
- достаётся опорный подшипник.
Всё это лучше проводить в подготовленной мастерской, где имеются точные диагностические приборы. Возможно, причина неисправности не одна, некоторые дефекты определить просто «на глаз» не удастся. Постепенно разбирая турбину, мастер ищет причину поломки. Если это делает профессионал с большим опытом, то он может сразу определить отклонения. Например — нагар на крыльчатке скажет ему о том, что закипевшее масло не давало агрегату нормально функционировать.
Работы, которые необходимо провести при ремонте турбины:
- Определить причину поломки.
- Сменить масляной фильтр (крайне желательно — на оригинальный).
- Заменить масло (используем то, которое рекомендует завод-изготовитель автомобиля).
- Промыть патрубок подачи масла, либо установить новый.
- Промыть трубки обратного слива, либо заменить их.
- Исследовать коллекторы и турбину на наличие посторонних предметов.
- Проверить герметичность воздушных патрубков.
- Сменить прокладки маслоподающих и сливных трубок. Не стоит пользоваться герметиками — можно только усугубить ситуацию.
- Залить масло, прокрутить вал до появления жидкости с обратной стороны.
- Проверить, доходит ли смазка до компрессора.
- Запустить турбину, проверить наличие протёков масла при включённом агрегате.
- Прогреть агрегат до рабочей температуры, остудить. Процедуру повторяют минимум три раза.
После установки турбины она нуждается в обкатке — 1000 км в режиме 50% мощности.
Правильная эксплуатация
Грамотное использование турбокомпрессора поможет избежать поломок и дорогостоящего ремонта. Например, в холодное время года нужно дать прогреться не только двигателю, но и турбине. При быстрой езде на трассе, если вас вдруг остановил инспектор ГИБДД, не стоит сразу глушить двигатель — он должен остыть, точно также, как и компрессор. К другим советам по эксплуатации можно отнести:
- регулярно менять масляные и воздушные фильтры, причём чем чаще используется машина, тем больше гадости на них скапливается;
- не давать газ на низких оборотах, это может привести к поломке и турбины, и движка;
- проверять уровень масла и менять его каждые 8 тыс. километров, причём использовать только жидкость высокого качества;
- стараться избегать долгого простоя на холостом ходу;
- своевременно проходить ТО.
Восстановить работоспособность агрегата собственными силами бывает иногда сложно, а иногда — просто невозможно. Если вдруг потребовался ремонт турбокомпрессоров в Санкт-Петербурге, можно порекомендовать обратиться в автосервис «Дизель-Мастер». Мастерская работает на совесть, и при этом выставляет адекватные, обоснованные ценники за услуги